Основы мобильного доспеха.

    Из всех высокотехнологичных устройств мира Гандам Саги самое совершенное - человекоподобная (по виду, а не по размерам:)) боевая машина, известная как мобильный доспех. Разработанный Герцогством Зион и дебютировавший в боях первых дней Одногодичной Войны, мобильный доспех предоставил зионцам ключевое преимущество для уравновешивания сил с имеющей численное преимущество Земной Федерацией. В послевоенные десятилетия мобильный доспех становится неотъемлемой частью военных арсеналов, и множество больших и малых войн ведется и выигрывается армиями этих фантастических гигантских роботов, управляемых пилотами-людьми.

История создания мобильных доспехов

    В UC 0070 военные ученые Зиона успешно экспериментируют с эффектом Миновского, подтверждая, что они могут блокировать радары и радиосвязь, распыляя некоторое количество частиц Миновского. Понимая, что эффект Миновского изменит правила ведения военных действий, и, готовясь к возможной конфронтации с Земной Федерацией, ученые Герцогства начинают разработку нового высокомобильного космического оружия, специально предназначенного для эры Миновского.
    Сначала ученые Зиона собираются создать обычный космический истребитель. Исходной точкой их работы становится гражданская
космическая капсула - простейший космический корабль, снабженный рукоподобными манипуляторами для строительных работ. Однако после интенсивного исследования, ученые приходят к выводу, что именно человекоподобная форма дает большую гибкость и маневренность. Будучи мертвым весом, части судна смогут быть использованы для маневрирования, в соответствии с принципами движения и реакции, экономя таким образом ограниченный запас топлива. Движения координируются системой Активного Автоконтроля Баланса Равновесия (ААКБР), автоматически регулирующей все маневры и равновесие.
    В UC 0073 ученые Герцогства остановились на антропоморфном дизайне (который был назван "мобильным доспехом"), подобном увеличенному космическому скафандру (Здесь-то и раскрывается тайна названия. "Mobile suit" произошел от "space suit", но переводить, как "мобильный скафандр", по-моему, глупо, уж лучше мобильный доспех или броня. Уподобляться же Ханлайну с его бронескафандрами не хочу, это все-таки слишком разные вещи - от переводчика). Разработка поручена компании "Зионик", которая создает серию прототипов. Хотя несколько первых разработок страдали сильным недостатком энергии, "Зионик" решает эту проблему, установив недавно разработанный термоядерный реактор Миновского на прототип МS-04. MS-04 был быстро переделан в боевой MS-05A, завершенный к февралю UC 0074. Таким образом, мобильный доспех шагнул в мир.

Классификация мобильного оружия

    Однако, мобильные доспехи, составляя основу враждующих флотов мира Гандам Саги, не являются единственными высокотехнологичными боевыми машинами в военных арсеналах. Все виды вооружения, использующие технологии мобильных доспехов, являются они человекоподобными или нет, называются мобильное оружие.
    В конце Одногодичной войны ученые Герцогства делают первый шаг, отходя от ортодоксального антропоморфного мобильного доспеха. Возрождая изначальную, альтернативную концепцию разработки мобильных доспехов, они создают внушающую страх мобильную броню – неантропоморфную боевую машину с большей скоростью и огневой мощью, чем у обычного боевого мобильного доспеха. Освобожденная от ограничений по размерам и форме, присущим мобильным доспехам, зионская мобильная броня может нести устройства большого размера, подобные психокоммуникативным системам, барьерам Ай-поля и двигательной системе Миновского.
    После Одногодичной Войны разработчики мобильных доспехов решили создать машину, способную переключаться между формами мобильных доспехов и мобильной брони. В основной форме они универсальны и маневренны, в то время как во вспомогательной имеют большую мощность и скорость. В зависимости от размеров и мощности, трансформирующиеся проекты такого типа называют или "изменяемым мобильным доспехом" или "изменяемой мобильной броней". Однако эти проекты редко оказываются рентабельными и эффективными. Впервые появившись в UC 0085, они практически полностью исчезают к UC 0090.
    Развитие технологий военных мобильных доспехов приносит прибыль также и в гражданском секторе. Не успела закончиться Одногодичная Война, как более слабые гражданские мобильные доспехи различных модификаций появляются на рынке под названиями "средние мобильные доспехи", "младшие мобильные доспехи" и "мобильные рабочие". Эти миниатюрные мобильные доспехи используются для таких задач, как строительство, обслуживание и спасение, подобно космическим капсулам, наведшим на мысль о создании военных мобильных доспехов.

Конструкция мобильного доспеха

    Ядром мобильного доспеха является мощный, компактный термоядерный реактор Миновского, обычно размещенный в торсе машины. В дополнение к обеспечению энергией лучевого оружия и двигателей, реактор вырабатывает электричество и энергию для различных сочленений и механизмов, позволяющим мобильному доспеху двигаться. Первые зионские мобильные доспехи используют кабельную систему прохождения импульсов, чтобы передавать энергию от реактора к устройствам, в то время как Федерация снабжает мобильные доспехи моторами поля, основанными на Ай-поле, что, правда, не дает никаких преимуществ. В конце войны Федерация тоже разрабатывает процесс магнитного покрытия, который уменьшает время ответной реакции мобильного доспеха и снижает трение его частей; этот процесс применяется в RX-78-2 Гандам Амуро Рэя, а позже - для ускорения трансформации изменяемых мобильных доспехов.
    Первые мобильные доспехи строятся по стандартным схемам. Зионские мобильные доспехи построены по моносхеме, в которой в твердую внешнюю оболочку помещаются активаторы, энергетические системы, авионика, топливные баки, и другие жизненные системы. Земная Федерация использует полумоносхему, основанную на внутренней конструкции, к которой крепятся отдельные бронепластины. Но в последние месяцы войны появление мобильных доспехов, снабженных лучевым оружием делают это различие спорным. Даже наиболее тяжелобронированный мобильный доспех беспомощен против разрушительной энергии лучевого ружья - и упор на защиту отменен, делая проворство и маневренность приоритетными характеристиками для послевоенных проектов мобильных доспехов.
    Помня об этом, инженеры элитных сил Земной Федерации -
Титанов - решают строить мобильные доспехи на подвижной основе (полный скелет с броней, прикрепленной только к наиболее жизненно важным областям). В UC 0087 Титаны завершают постройку RX-178 Гандам Марк II, который служит тестовым вариантом для данной концепции и через пару лет подвижная основа становится стандартным элементом дизайна мобильных доспехов.
    Еще одна новая особенность послевоенных мобильных доспехов -
редактор - заменяемый модуль, который может содержать ускорители, маневровые двигатели, топливо, оружие и броню. Под контролем системы ААКБР редакторы могут быть использованы подобно дополнительному набору частей, корректирующему позицию мобильного доспеха. Первые мобильные доспехи со пробными редакторами были произведены, как часть проекта разработки Гандама в UC 0083 .

Материалы брони

    Конечно, боевой мобильный доспех должен быть снабжен броней, однако она может оказаться неустойчивой против лучевого оружия. В ходе Одногодичной Войны высокотехнологичная сталь и титан являются стандартными материалами для брони, с большим процентным содержанием титана в сплаве в дальнейшем. Земная Федерация впервые использовала броню для мобильных доспехов из более совершенного сплава, названного "лунным титаном", разработанного на базе Луна Два. Данный суперсплав, изначально разработанный для стержней реактора, достаточно прочен, чтобы выдержать попадание 120 мм снаряда из автоматической пушки Заку. Однако стоимость и сложность в изготовлении делают его непригодным для массово-производимых мобильных доспехов.
    После окончания войны поиски сверхпрочных сплавов продолжены. И ученые Федерации и их бывшие противники-зионцы разрабатывают новые версии сплава "лунного титана", известного теперь, как
Гандариум (по названию мобильного доспеха, который первым продемонстрировал его удивительную прочность). В сентябре UC 0083 зионские беглецы, скрывающиеся на астероиде Ось, разрабатывают более легкий и стойкий сплав названный Гандариум-Гамма. Детали составляющих сплава Гандариум-Гамма были переданы мятежной АЗОГ, которая использовала материал в своих мобильных доспехах, а в последующие годы новая форма Гандариума становится все более популярной, как материал для брони мобильных доспехов.

Сенсорные системы

    Мобильный доспех контролируется пилотом-человеком при помощи мощного компьютера, автоматизирующего большинство его движений. Хотя кабина мобильного доспеха обычно находится в грудной клетке (наибольшая толщина брони), обзорный экран устанавливается таким образом, чтобы показывать вид из головы мобильного доспеха. Благодаря широкому использованию частиц Миновского, радар стал полностью бесполезен в бою, а инфракрасные датчики способны обнаружить только весьма большие тепловые объекты, вынуждая пилота пользоваться визуальными сенсорами. Изображение, показываемое на дисплеи кабины, расширено бортовым компьютером, а когда мобильный доспех или судно другого типа можно отчетливо разобрать, точная компьютерная графика заменяет низкокачественное визуальное изображение.
    Так как мобильные доспехи полагаются на визуальные датчики, их можно ввести в заблуждение простыми приманками. Ложные надувные баллоны часто используются, чтобы отвлечь или смутить вражеского пилота, а ложный флот можно использовать, чтобы отпугнуть другой. В конце концов, если компьютер мобильного доспеха решит, что идентифицировал врага, он заменит его компьютерным изображением и пилот не будет ничего знать!
    В то время как мобильный доспех буквально утыкан дополнительными камерами и субсенсорами, основная камера обычно расположена в голове машины. Первые мобильные доспехи Герцогства Зион использовали различные следящие подвижные камеры, называемые моноглазом. Мобильные доспехи Земной Федерации тоже используют подобные большие одиночные моносенсоры, или двойные датчики, сходный с парой человеческих глаз. Последнее было принято и дизайнерами мобильных доспехов Авангарда Эмблемы Смерти и Империи Занскар.

Устройство кабины

    Сначала мобильные доспехи не были снабжены какими-либо механизмами катапультирования, что приводило к тяжелым ранениям пилотов. Первые прототипы мобильных доспехов Федерации были снабжены Системой Центрального Ядра, позволяющей кабине катапультироваться и действовать подобно маленькому аэрокосмическому истребителю, названному Центральным истребителем. Вдобавок к спасению пилота, эта система спасает боевой компьютер мобильного доспеха и собранные им данные. Однако настоящую систему посчитали слишком дорогой для массового производства и не использовали в последующих проектах Федерации.
    В годы, последовавшие после войны, было сделано несколько ключевых открытий в области дизайна кокпита мобильных доспехов. Первым было введение
панорамного дисплея - 360-градусного сферического монитора, окружающего пилота и дающего ему полный обзор (см. начало фильма "Контратака Чара"). Изображение создается совмещением информации от всех камер и сенсоров мобильного доспеха, при помощи компьютерного улучшения. Панорамный дисплей обычно комбинируют с линейным сиденьем - сиденьем пилота, расположенным на ударопоглощающем вращающемся штыре. В дополнение к защите пилота от неожиданных ударов и ускорений, линейное кресло может автоматически разворачиваться, сохраняя пилота развернутым в нужном направлении, независимо от движений мобильного доспеха. Панорамный дисплей и линейное кресло тоже служат спасательной капсулой. Эти устройства, впервые представленные на экспериментальном RX-78NT1 Алекс, вновь появляются в RX-78GP03S Дендробиум Стамэн, и становятся стандартом к UC 0087.
    Поздние усовершенствования мобильных доспехов были весьма незначительными. В UC 0093 появляется линейное сиденье, снабженное рукоятками сферического контроля, являющимися скорее трэкболлами или захватами для рук, чем джойстиками или рычагами. В это же время придуманы и воздушные подушки, предотвращающие повреждение пилота при внезапных ударах. В UC 0153 созданы причудливые цилиндры управления, служащие джойстиками и ускорителями управления, в то время как воздушно-надувные ленты удерживают пилота в кресле.

Двигательные системы

    Ранние мобильные доспехи передвигаются благодаря химическим ракетным двигателям, подобным тем, что применяются в современных ракетах. В течение Одногодичной Войны разработчики понимают, что можно использовать тепло, генерируемое термоядерным реактором мобильного доспеха для движения: топливо, проходящее через реактор, перегревается и затем выбрасывается сквозь сопла, создавая ускорение. Данная система в несколько раз более топливоэффективна, чем химические ракеты. Когда в качестве жидкого топлива используется вода, водород или гелий, механизм действует, как термоядерный ракетный двигатель. Мобильные доспехи, специально разработанные для движения по воздуху или в воде, могут использовать термоядерные реактивные двигатели или гидродвигатели, получающие свое топливо непосредственно из окружающей среды.
    Более экзотичной формой двигателей, используемых для движения астероидов или судов Энергетического Флота Юпитера, являются термоядерные импульсные двигатели. Эти устройства сжигают топливные шарики гелия-3 и дейтерия, создавая продолжительную серию термоядерных взрывов, медленно, но верно передвигающих судно вперед; взрывная энергия направляется мощным магнитным полем. Хотя эта система и является невероятно топливоэкономной, медленный разгон делает ее пригодной только для длительных путешествий внутри Солнечной Системы. Для маневрирования, поворота и небольших изменений курса мобильные доспехи снабжены небольшими ускорителями, известными как регуляторы направления или маневровые моторы.
    Система ААКБР работает совместно с ними, используя движение мобильного доспеха, чтобы сэкономить топливо.

Мехи поддержки

    Несмотря на высокую подвижность в космосе, мобильные доспехи далеко не так маневренны на земле, где они ограничены ходьбой и бегом. Недовольные скоростью и ограниченным радиусом действия в течение Земного вторжения, ученые Герцогства сначала хотели адаптировать свои мобильные доспехи и для полета, но смогли лишь разработать реактивный прыжок и парение. Тогда они приспособили бомбардировщик Додай в качестве летающей платформы для наземных мобильных доспехов. Он был первым в ряду "Мехов поддержки" - вспомогательных устройств и транспортных средств, позволяющих мобильному мобильному доспеху увеличивать подвижность и огневую мощь.
    В течение нескольких десятилетий после Одногодичной войны, мехи поддержки, подобные Додаи Кай и Гатору, являются единственными аппаратами для полетов мобильных доспехов в земной атмосфере. Устройства, подобные системе Шэклес и Бэйзджаббер, используются для увеличения радиуса действия мобильных доспехов в космосе. Более амбициозные варианты мехов поддержки представляют собой мощные оружейные системы, слишком большие, чтобы мобильный доспех мог их нести самостоятельно, схожие с
пусковой установкой мегабазуки и FXA-08R Мегарейдер, или состыкованные с мобильным доспехом устройства, дающие ему дополнительную броню и вооружение, подобно FXA-05D Дефенсер или Задней Оружейной Системой, используемой RGZ-91Re-GZ.
    В то же время используются и менее сложные устройства, дающие мобильному доспеху возможность выдерживать перегрев и атмосферный удар во время входа и выхода из атмосферы, названные болют, которые включают тепловой щит, набор парашютов и тормозные двигатели для смягчения посадки. Альтернативой этому устройству, в UC 0087 Анхейм Электроникс создает грубый мех поддержки, известный как летающая броня - упрощенное санеподобное устройство, позволяющее мобильному доспеху передвигаться на входной ударной волне и планировать на ней до земной поверхности. После испытаний летающей брони во время нападения АЗОГ на базу Джабуро, корпорация Анхейм устанавливает эту систему на MSZ-006 Z Гандам, который может трансформироваться в форму для входа в атмосферу Волновой Наездник.

Обычное вооружение

    Вдобавок к арсеналу лучевого оружия, доступного мобильным доспехам, имеется большое количество обычных видов вооружения.
    Один из стандартных -
пулемет - увеличенная версия обычного ручного орудия, обычно имеющий калибр от 90 до 120 миллиметров (хотя, на мой взгляд, это скорее автоматические скорострельные пушки). Небольшие пулеметы используются для ближнего боя, противопехотного огня, и общего раздражения противника: они редко способны причинить адекватные повреждения вражескому мобильному доспеху, хотя вы всегда можете надеяться на удачное попадание в главную обзорную камеру. В описании огневой мощи мобильных доспехов и кораблей они могут упоминаться как пушки "Вулкан", автоматические орудия, скорострельные орудия или мегаавтоматические орудия.
    Другое популярное оружие - базука. Термин немного не верный, так как это, фактически, является пусковой ракетной установкой, вмещающей несколько зарядов. Часто, единственный выстрел из базуки способен повредить или уничтожить мобильный доспех. Некоторые ранние модели мобильных доспехов, подобные федеральным RX-75 Гантанк и RX-77 Ганкэнон, вооружены орудиями, стреляющими снарядами, хотя в дальнейшем из-за отдачи они были заменены на ракетные установки и лучевые орудия, стреляющие без отдачи.
    Мобильные доспехи могут нести все виды управляемых снарядов и ракет (rocket and missile - перевод "ракет и ракет" не верен с военной точки зрения), включая пусковые установки реактивных гранат (реактивные гранатометы) и запускаемых из-под воды ракет САБРОК. Одной из разновидностей данного вида является ручная ракетная установка - увеличенная версия одноразового противотанкового оружия, использовавшегося во время Второй Мировой Войны и известного как "фаустпатрон". Мобильные доспехи также могут метать гранаты, включая осколочный тип, известный как "разрушитель".
    Во время, предшествующие изобретению лучевой сабли, зионские мобильные доспехи снабжались различным лезвийным оружием, режущая кромка которого нагревалась энергией реактора. Примером могут служить топороподобный тепловой "ястреб" и тепловая сабля, используемые MS-07B Гоуф и MS-09 Дом.
   Тепловая цепь Гоуфа, хоть и выглядит похожей, но на самом деле является совершенно другим типом оружия. Этот металлический кнут служит проводником тока, который может парализовать мобильный доспех врага. Подобный принцип используется в "морской змее" RX-139 Хамбраби и специальном луче, часто устанавливаемом на большинство мобильных доспехов Империи Занскар, который подает сильную кислоту по специально присоединенному кабелю.
    И, конечно же, никакой обзор вооружения мобильных доспехов не был бы полным, без упоминания стреляющей пики Авангарда Эмблемы Смерти. Это гидравлическое копье служит альтернативой лучевой сабле, которая имеет неудачную тенденцию вызывать взрыв реактора разрубленного мобильного доспеха. Напротив, стреляющая пика полностью безопасна в схватке; для лучшего применения, большинство стреляющих пик включают спусковой крючок встроенного пулемета, превращающего его в универсальное оружие ближнего боя.

Mobile Suit Gundam, Z Gundam, Gundam ZZ, Char's Counterattack, Gundam 0080: War in the Pocket, Gundam F91, Gundam 0083: Stardust Memory, Gundam 0083: Last Blitz of Zeon, Gundam: The 08th MS Team, and Gundam W: Endless Waltz are copyright Sotsu Agency and Sunrise. V Gundam, G Gundam, Gundam W, and Gundam X are copyright Sotsu Agency, Sunrise and TV Asahi. Turn A Gundam is copyright Sotsu Agency, Sunrise and Fuji TV.


В Мир Гандам Саги

Hosted by uCoz